Мужчины не плачут. Учась в педагогическом вузе, мне, да и вам, должно быть, нередко приходится слышать о половом воспитании детей, о том, что у нас (в нашей стране) воспитание «бесполое» и мальчиков и девочек воспитывают одинаково. И, бывает, кажется, что преподавателям это даже нравится. Не думаю, что это действительно так: преподаватели – люди образованные и не могут не понимать, что детей разных полов нужно и воспитывать по-разному. Это, разумеется, мое личное мнение, но мужчина и женщина даже теоретически не могут быть равны. Это не значит, что кто-то из них хуже, а кто-то лучше. Просто сама природа изначально предусмотрела для мужчин и женщин совершенно разные функции. Это все равно, что сравнивать профессии строителя и шахтера: кто из них лучше, а кто хуже? А ведь они не равны. И подобные примеры можно приводить до бесконечности… Но я увлекся. В этот раз я хотел бы заострить ваше внимание на другой проблеме, касающейся предыдущей только вскользь. Какой пример отличий в воспитании детей разных полов чаще всего приводят педагоги? Правильно – «мужчины не плачут». И, при этом, часто добавляют, что это, мол, приводит к нервным расстройствам, «черствости» и прочим негативным последствиям. Мое мнение – если, бывает, люди прыгают с мостов, то это не значит, что мосты не надо строить. Подобное воспитание с детства приучает человека к сдержанности, самоконтролю. Излишние эмоциональность и чувственность до добра не доведут. Позвольте задать вопрос, уважаемый читатель, а когда вы сами перестали плакать, да и перестали ли вообще? (Представляю, как вас сейчас передернуло: вряд ли это – приятные воспоминания.) Да, впрочем, не мое это дело. О себе могу сказать, что я – поздно. Да-да, вот только не надо смеяться. Лет в десять, потом – как-то не задалось. А когда мне было двенадцать лет, меня по этому поводу просветил один из наставников. И убедил: с тех пор я перестал плакать сознательно и вполне осознано. Мне, конечно, далеко до своего наставника, но я все же попробую объяснить, почему, то есть изложу его теорию, как помню. Ну, начну с того, что функции у слезных желез изначально совершенно другие, и из всех живых существ, плач присущ, в основном, только человеку, а остальные - как-то обходятся. Следовательно, плач, сам по себе, не обязательный и неестественный процесс. А теперь задумайтесь, для чего вы плачете. Ведь дополнительное увлажнение поверхности вашего глаза не способствует решению каких бы то ни было проблем. Вы скажете: «я плачу чтобы успокоиться, плач помогает…». На это отвечу: ложь. Вернее – самообман. Действительно, в процессе плача организм вырабатывает некие успокоительные вещества, но скорее для того, чтобы остановить столь бессмысленную растрату ресурсов. Да и стоит ли успокаиваться, если перед вами, как стояла, так и стоит, не решенная, но по-прежнему требующая решения проблема. Из всего этого следует вывод: вы плачете потому, что жалеете самого (или саму) себя. И хватит самообмана. Не бойтесь признаться себе в этом, это совершенно нормально. Давайте теперь рассмотрим причины плача. Подавляющее большинство из них можно разделить на три группы: 1. Плач, вызванный личными переживаниями, неприятностями и/или болью (сюда же можно отнести слезы радости). 2. Плач из сострадания (не важно, из сострадания к кому). 3. Плач скорби. При желании, вторую и третью группу легко привести к первой, но, так уж и быть, рассмотрим их все по очереди. Случай первый. У вас неприятности, вам больно, и вы плачете. То есть в открытую, без стеснения, жалеете себя. (В случае слез радости вы оплакиваете свои прошлые и/или возможные невзгоды и переживания, а значит, опять же, жалеете себя.) Не буду спорить, это законно, не зазорно. Никто не в праве осуждать вас за это. Но подумайте, а достойны вы этой жалости? Так ли тяжко ваше положение? Да и нужна ли она вам, эта жалость? Ведь народная мудрость гласит: «Слезами горю не поможешь». Лично я на все эти вопросы ответил себе однозначно: НЕТ. Случай второй. Вы плачете, сострадая кому-либо. Но для реально страдающего человека (или животного) ваши слезы ничего не стоят: они не уймут боль, не решат проблем. Да и было бы вам приятно сознавать, что делаете несчастным (думаю, в данном случае слезы радости можно исключить) человека, который, по-видимому, не плохо к вам относится, раз сострадает. Что-то я сомневаюсь. Следовательно, вы оплакиваете не страдающего, а… себя. Себя, вернее свои возможные и/или прошлые удары судьбы: «На его месте должен был быть я!». Опять жалеете себя, даже если и не осознаете этого. Отдельно можно взять случай, когда родня лжет умирающему, у него в палате все держатся, строят из себя оптимистов, а, выйдя за дверь, даже не плачут – ревут. Вы скажете: «сострадание». Я скажу: «лицемерие!». Причем, осознанное. Случай третий, он же последний. Вы плачете по умершему дорогому вам человеку (по незнакомым и неблизким обычно не скорбят, ибо их слишком много и они слишком далеки…). Тут я хочу задать вам вопрос: а вы веруете (неважно в какого бога)? Впрочем, это мало что меняет. Допустим, вы - человек верующий. В таком случае, я не вижу причин для плача и жалости к покойному. Ведь не станете же вы оплакивать заведомо плохого человека. А если новопреставленный был при жизни человеком хорошим, то вне зависимости от исповедуемой вами религии, вы провожаете его в мир явно не худший, нежели этот, как максимум – в тот же (это если вы индуист). Гораздо логичнее скорбеть о вашей доле, но о жалости к себе я уже писал выше. Надеюсь, убедил. А если вы – атеист (также как и я), то у меня к вам вопрос, какой смысл сожалеть о том, что все равно не вернешь, и что должно было произойти неизбежно? Да и о покойном ли вы скорбите? Ведь ему уже все равно. Опять же, логичнее сокрушаться о том, как тяжело будет жить вам без близкого человека, но это, все равно, жалость к самому (самой) себе. И, наконец, верите вы в бога или нет, скажите, хотели бы вы, чтобы на ваших похоронах все плакали? Для чего вам это зрелище, которое вы сами, все равно, вряд ли увидите? Лично я предпочел бы увидеть (будь у меня такая возможность) на своих похоронах людей не сломленных, решительных и серьезных, готовых продолжить мои дела, не оставить в беде моих родных и близких и, если понадобится – отомстить за мою смерть. Прошло девять лет с тех пор, как я услышал эту теорию и проникся ей. Повторюсь, мне далеко до моего наставника, он говорил убедительнее. За девять лет со мной много чего произошло, всякие были ситуации: и девушки бросали, и ранения я получал болезненные, и друзья умирали, и товарищи предавали, и ошибки я совершал неисправимые… и много чего еще. Но с тех пор я не плакал ни разу. И до сих пор уверен, что плакать, независимо от ситуации, не пристало ни мужчинам, ни женщинам, особенно если они считают себя серьезными людьми. Не знаю, убедил я вас или нет, но надеюсь, что теперь вы будите более осознано относиться к своим эмоциям и их проявлениям, не только к плачу. И в любом случае, желаю вам не попадать в те ситуации, когда людям свойственно плакать.
|