Как объяснить детям роль и функции денег
Часто мы задаемся вопросом: «Почему детям не приходит в голову, что все стоит денег? Они пачкают и рвут вещи, ломают дорогие игрушки, выпрашивают бесчисленные подарки». Но, если мы сами не заговорим с нашими чадами о деньгах, они так и не узнают что почем.
Родители иногда шутят, что дети стоят им дороже, чем они когда-либо могли себе вообразить. Жалуются на то, что делать воспитание детей духовным очень трудно в мире, где приходится постоянно пополнять иссякающие запасы джинсов, обуви, игрушек, видеоигр, оплачивать репетиторов и сотовую связь. Подойти «духовно» к вопросу денег - для многих это звучит так, будто нужно навсегда отказаться от компьютеров, Барби со всеми новыми аксессуарами, и играть лишь в тряпичных кукол, и ходить в перешитой одежде с чужого плеча.
Парадоксально, но наиболее эффективный путь помочь детям правильно отнестись к деньгам - это как можно больше говорить о них. Предлагать детям схематическое объяснение роли денег в жизни, упрощать денежные взаимоотношения людей - наивно и неэффективно, если мы хотим привить разумное отношение к этой важной сфере жизни. Наш опыт с деньгами формирует из нас личностей с самого детства. То, как мы тратим деньги, как добываем их, как сберегаем - все это говорит о нас очень многое.
С детства сказки учат тому, что обеспеченность деньгами и счастье идут в жизни рука об руку. Обычно герои сказок начинают жизненный путь бедными, но добродетельными, а заканчивают - богатыми и счастливыми. Вспомните хотя бы Золушку. Одной из немногих сказочных героинь, которая является исключением, - это героиня сказки Г.Х. Андерсена о девочке, продававшей спички на улице. Ее история иллюстрирует опасности, которые сулит разделение счастья и денег. В финале девочка умирает, но сказочник настаивает на том, что конец у сказки счастливый, потому что «... никому не дано знать, какие счастливые видения явились в миг смерти этой девочке, и может быть, никому более не дано было изведать такое счастье».
Но кому бы из детей не читали эту сказку, согласившегося с таким «счастливым финалом» не было. «Так значит, она умерла? - неизменно спрашивают дети. - Какой же это счастливый конец?».
Не удивительно, что традиционная мудрость сказок действует убеждающе лишь на детей. Если ты никогда не терял работу, не пытался сводить концы с концами в семейном бюджете и не отчаивался получить столь необходимые алименты, - можно поверить в сказочное счастье. Деньги — неотделимая часть жизни, поскольку тело и душа нераздельны.
Убеждая детей в том, что к вопросу денег нужно относится серьезно, что они «не берутся из воздуха», когда учим их экономить и ценить каждое приобретение, мы помогаем им связать в их неокрепших умах получение денег и их расходование. Но чаще, чем хотелось бы, выводы, которые делают наши дети относительно денег, не говорятся вслух.
Табу на разговоры о деньгах в семьях настолько сильны, что сам разговор о них становится признаком грубости и невежества. Страх, зависть, стыд и чувство вины прикреплены к денежным доходам так же, как ярлыки - к товарам.
Сегодня денежные вопросы так же редко обсуждаются, но столь же модно привязывают к себе, как вопросы секса во времена наших бабушек. Но, когда мы показываем нашим детям, что тратим только пропорционально нашим доходам, когда разговариваем о том, как много нужно накопить на обучение, на отпуск, на машину, на страховку - мы конкретно обучаем детей обращению с деньгами.
Только опыт убеждает ребенка, что сэкономить деньги на престижное обучение или на новый телефон — это более достойно, чем купить на те же деньги кроссовки, «как у всех». Постепенно. День за днем дети теряют вкус и страсть к лотерейным билетам, жвачке и начинают ценить власть и одновременно - ограничения, что дают людям деньги. Они начинают понимать, что, как сказал когда-то Якоб Нидльман, «деньги могут купить счастье - но не все счастье».
Из наших взрослых привычек относительно трат и наших
замечаний о деньгах дети понимают сложность и неоднозначность вопроса денег. У них появляются собственные накопления, они начинают думать о деньгах и осваивают простейшую бухгалтерию быта.
А теперь – несколько вопросов для наблюдения. Подумайте, каков ваш обычай говорить о деньгах?
1. Чему вы уделяете больше значения и времени: покупкам в магазине (в частности, сладостей) или самодельному изготовлению выпечки домашних деликатесов? В зависимости от ваших привычек дети очень быстро усваивают «школу жизненных ценностей»: дороже ли вам время, в течение которого вы можете заработать больше денег, чем потратите в магазине, или вы больше полагаетесь на экономию и свои способности хозяйки. Этот ранний урок дети на забудут всю свою жизнь, и в будущем будут копировать быт вашей семьи.
2. Предлагаете ли вы ребенку подарки взамен своего внимания и присутствия в доме? Стало ли для вас привычкой награждать ребенка подарком после вашего длительного отсутствия в доме из-за работы, командировки, «встречи с друзьями»? Задумайтесь иногда, покупая очередную игрушку: нужна ли она ребенку или ему нужнее ваше присутствие, ваше внимание?
3. Проводите ли вы выходные и отпуска с экономией средств (на рыбалке, в походе) или ваш отпуск и выходные всегда связаны стратой денег?
Когда ребенок спрашивает о деньгах, вы заметите, что вопрос всегда связан с его личными нуждами. Постарайтесь отвечать настолько просто и конкретно, как только можете.
|